Инновационный проект (реализация 2015/2016)

«Внедрение модели языкового развития личности в условиях государственного двуязычия»
за 2015/2016 учебный год (2-ый год реализации проекта)


Учреждение образования
Государственное учреждение образования «Средняя школа № 7 г.Волковыска»

Руководитель проекта
Бакунович Александр Иванович

Консультанты
Литвинко Франя Михайловна, профессор, доктор педагогических наук;
Таяновская Ирина Владимировна,
заведующий кафедрой риторики и методики преподавания языка и литературы БГУ, кандидат педагогических наук, доцент
Состав участников
учителя русского языка и литературы, белорусского языка и литературы, учащиеся 5,6-х, 10,11-х классов
...
В учреждении образования сложилась система работы по развитию коммуникативных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы, белорусского языка и литературы, во внеурочных мероприятиях по предметам, достигнуты определённые успехи в работе с лингвистически одарёнными учащимися. Выбранная тема инновационной деятельности позволила обобщить, систематизировать опыт работы с учащимися по развитию коммуникативной культуры, выявлению высокомотивированных учащихся. Создание инновационного поля стимулировало на целенаправленную работу над повышением профессионального уровня педагогов по данной проблеме.
Цель инновационного проекта – обеспечить условия для успешного развития языковой личности учащегося в условиях государственного двуязычия через внедрение модели формирования языковой личности.
Задачами данного периода являлись следующие:
1.                Обеспечить мониторинг процесса и результатов внедрения модели формирования языковой личности в условиях государственного двуязычия.
2.                Создать условия для повышения профессиональной компетентности участников проекта по вопросам формирования языковой личности в процессе лингвистического и литературного образования в условиях государственного двуязычия.
3.                Реализовать текущую и итоговую диагностику результативности процесса.
4.                Разработать и использовать сценарии, технологические карты, планы, конспекты, модели уроков по формированию языковой личности в условиях интеграции лингвистического образования.
5.                Разработать систему упражнений по формированию языковой личности в условиях государственного двуязычия.
6.                Обобщить и систематизировать опыт педагогов школы по формированию языковой личности и распространить его через публикации, семинары, методические рекомендации.
На протяжении реализации инновационного проекта (2014-2016 г.) педагогический коллектив убедился в правильности выбора темы инновационного проекта, так как наметилась положительная динамика в развитии субъектов образовательного процесса, сформировался инновационный педагогический опыт, который является полезным как для педагогов своего учреждения образования, так и для педагогов района.
Реализация проекта «Внедрение модели формирования языковой личности в условиях государственного двуязычия» рассчитана на 2 года (2014/2015 и 2015/5016 учебные годы)
Состав участников инновационного проекта определён приказом по учреждению образования от 01.09.2015 №425.
Количество участников инновационной деятельности в 2015/2016 учебном году составляет:
педагогов – 13 (9 человек – 69% с высшей категорией. 4 человека – 31 % с I квалификационной категорией);
учащихся – 291 человека;
родителей – 291 человека
Инновационная деятельность организована на базе 5-х, 6-х, 10-ых,11-х классов.
...

Система управления реализацией инновационного проекта в учреждении образования.
С целью успешной реализации инновационного проекта были созданы организационно-управленческие условия, которые учитывали особенности и характер инновационной деятельности, ее специфику, а также уровень готовности педагогического коллектива и реальные условия, в которых проходит инновационная деятельность.
Сформирована управленческая команда в количестве 4 человек (Бакунович Александр Иванович – директор учреждения образования, Толстик Тамара Сергеевна – заместитель директора по учебной работе, Заморская Евгения Ивановна – руководитель методического объединения учителей белорусского языка и литературы, Закарина Татьяна Степановна  руководитель методического объединения учителей русского языка и литературы), которая путем включения всех членов инновационной деятельности в управление обеспечила качественное изменение структуры, содержания, механизмов образовательной деятельности.
...
Вся деятельность осуществляется в строгом соответствии с нормативной документацией, регламентирующей инновационную деятельность в Республике Беларусь: Инструкция о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования от 01.09.2011 № 251; приказ об организации экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования от 28.08.2014 года № 239.
Разработана локальная нормативная база, которая определяет функционирование модели формирования языковой личности в условиях государственного двуязычия
...
В основу содержания плана включены традиционные мероприятия:
1.                Коррекционно-инструктивные, оперативные совещания
2.                Собеседование с педагогами, включенными в инновационную деятельность, об особенностях внедрения модели формирования языковой личности в условиях государственного двуязычия
3.                Тематические консультации по проведению мониторинга процесса и результатов инновационной деятельности
4.                Повышение квалификации учителей, занятых в инновационной деятельности в АПО, ОИРО
5.                Организация работы постоянно действующего семинара
6.                Заседание МО учителей русского языка и литературы и белорусского языка и литературы по теме инновационной деятельности
7.                Мониторинг процесса и результатов внедрения модели формирования языковой личности в условиях государственного двуязычия.
8.                Определение уровня компетентности учителей в вопросах формирования языковой личности
9.                Анализ результативности участия в конкурсах, проектах, олимпиаде учащихся 5, 6,10,11 классов
10.           Анализ успеваемости учащихся 5, 10 классов по русскому языку, русской литературы, белорусскому языку, белорусской литературе
11.           Создание банка методов и приемов работы на уроках, эффективных с позиции формирования языковой личности в условиях государственного двуязычия
12.           Разработка системы упражнений, обусловленных интегративной технологией формирования языковой личности
13.           Заседание методического совета учреждения образования по вопросам анализа результатов инновационной деятельности за учебный год
14.           Заседание педагогического совета
Эффективность организации инновационной деятельности обусловлена коллегиальной разработкой должностных обязанностей участников. Для каждого из участников проекта были определены следующие функциональные обязанности и направления деятельности: организационная деятельность, информационно-аналитическая деятельность, коррекционная деятельность.
...
Созданная инновационная команда работает на основе самоконтроля, что способствует повышению эффективности управления.
Механизмом перевода деятельности из одного состояния в другое стала система морального и материального стимулирования, разработанная коллегиально и закрепленная приказом директора учреждения образования.
...
Эффективность условий реализации инновационного проекта.
В реализации проекта участвуют 13 педагогов школы. Из них: директор, заместитель директора по учебной части, педагог-психолог, 5 учителей русского языка и литературы. 4 учителя белорусского языка и литературы, 1 учитель информатики. Из вышеперечисленных педагогических работников имеют высшую категорию – 9 (69%). Первую квалификационную категорию – 4 (31%). Педагогический стаж – от 20 лет.
...
Учреждение образования обладает достаточной материально-технической базой для реализации инновационного проекта. Имеется 2 компьютерных класса, учебные кабинеты, информационно-библиотечный центр, 2 интерактивные доски, множительная техника, телевизоры, 2 мини компьютерных класса. Техническое оснащение кабинетов позволяет учителям проводить уроки, соответствующие современным требованиям, оформлять презентуемый материал. В 2015/2016 учебном году согласно приказу отдела образования, спорта и туризма Волковысского райисполкома от 09.09.2015 №11 на базе кабинета русского языка и литературы (кабинет № 23) в учреждении образования создан районный ресурсный центр по учебному предмету «Русский язык и литература»; продолжает деятельность школьный кабинет белорусского языка и литературы (кабинет №4). 
В кабинетах собраны научно-методические разработки по теме инновационного проекта в печатном и электронном вариантах, программные продукты для обеспечения эффективной деятельности педагогов-новаторов.
...
Процесс реализации непрерывного образования предполагает 3-х ступенчатый уровень повышения квалификации:
- в учреждениях, которые осуществляют организационно-методическое обеспечение инновационной деятельности;
- в рамках системы методической работы;
- посредством самообразования, обеспечивающие целенаправленность, системность педагогического исследования.
...
Психолого-педагогическое сопровождение в ходе реализации проводилась по следующим направлениям:
-                    Диагностика (в соответствии с критериальной базой инновационного процесса был подобран диагностический материал, измерительный инструментарий) (Приложение 7, на электронном носителе)
-                    Просветительская работа
Были проведены треннинги.
...
Организовано консультирование всех субъектов инновационной деятельности в разных режимах: индивидуальная работа, групповая, коллективная.
Проводилось психолого-педагогическое сопровождение педагогов по осуществлению индивидуальных педагогических исследований в рамках инновационной деятельности.
...


Заключение:
Анализ работы педагогического коллектива по реализации инновационного проекта позволил сделать следующие выводы о результативности данной работы:
1.                Работа на реализационном этапе проекта осуществлялась системно и планово.
2.                В процессе организации инновационной деятельности происходит непрерывное совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников.
3.                В учреждении образования созданы условия для высокой мотивации учителей – участников инновационного проекта.
4.                Разработаны сценарии, технологические карты, планы, конспекты, модели уроков по формированию языковой личности в условиях интеграции лингвистического образования.
5.                Разработана система упражнений по формированию языковой личности в условиях государственного двуязычия.
6.                Обобщен и систематизирован опыт педагогов школы по формированию языковой личности и распространить его через публикации, семинары, методические рекомендации.

Заместитель директора
по учебной работе                                                     Толстик Т.С.
16.04.2016


Комментариев нет:

Отправить комментарий