Фальковская М.К.

Дидактический материал
к урокам и занятиям по русскому языку
5,6 классы
Методические рекомендации
Формирование у учащихся средней школы лингвокультурологической компетенции закреплено в предметной концепции, образовательных стандартах, учебных программах по русскому языку.
Большие возможности для формирования языковой, лингвистической, культуроведческой и коммуникативной компетенции учащихся заключают в себе пословицы и поговорки. Они являются эффективным иллюстративным материалом для изучения явлений всех уровней языка и могут быть использованы на любом этапе урока русского языка.
В данном материале приводятся упражнения и задания, способствующие осознанию учащимися языка как феномена культуры, формированию их лингвокультурологической компетенции. Система предложенных заданий охватывает основные темы, изучаемые в 5 классе, и отдельные темы 6 класса («Текст», «Правописание приставок», «Части речи в русском языке», «Имя существительное», «Имя прилагательное»).
Пословицы и поговорки, а также задания к ним, отобраны с учётом доступности для понимания учащихся 5-6 классов.
Упражнения и задания составлены таким образом, что иллюстрируют не только лингвокультурологический контекст использования пословиц и поговорок, но и явления всех уровней языка.

Система предложенных упражнений и заданий может быть использована на уроках русского языка, а также на факультативных занятиях и во внеклассной работе в 5,6 классах.

5 класс
Культура речи
Качества речи

Прочитайте пословицы. Какие качества человека находят отражение в речи и ценятся людьми? Какие – осуждаются? Запишите свой ответ.

1. По речам узнают человека. 2. Мало правды в том, из кого сыплется много слов. 3. Какой разум, такой и разговор. 4. Честна не кудрявая речь, а правдивая. 5. Когда правды нет в сердце – слова пусты.

Признаки речевой ситуации
1.Прочитайте. Определите значение пословиц и речевые ситуации, в которых они могут быть употреблены.
1.Глупо говорить – людей смешить. 2. Работай до поту, так поешь в охоту. 3. Семь раз отмерь, один – отрежь. 4. Поспешишь – людей насмешишь. 5. Долго спать – с долгом встать.
2.Прочитайте пословицы. В чём состоит их нравоучительный смысл? В какой ситуации могут быть употреблены данные пословицы?
1.Аппетит приходит во время еды. 2.Грамота – к мудрости ступенька. 3.Учиться – всегда пригодится. 4.Сытый голодного не разумеет. 5.Глупый осудит, а умный рассудит. 6.Кто дела не знает, напрасно о нём рассуждает. 7.Лишнее говорить – себе вредить.
Синтаксис и пунктуация
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации
Прочитайте пословицы, правильно расставляя логическое ударение в предложениях. Разъясните значение пословиц. Подберите к ним близкие по смыслу белорусские пословицы (как можно больше вариантов).
1.Доход не живёт без хлопот. 2.Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами. 3.И мы не лыком шиты. 4.Кашу маслом не испортишь. 5.На чужой каравай рот не разевай. 6.Один с сошкой, а семеро с ложкой. 7.По одёжке встречают, по уму провожают.
Строение простого предложения
Прочитайте пословицы. Какие из них представляют собой простое предложение? Раскройте смысл пословиц. Определите, к какой тематической группе их можно отнести. Встретились ли вам слова, значение которых необходимо уточнить по словарю?
1. Хлеб – всему голова. 2. От хлеба – соли не отказываются. 3. Хлеб да соль платежом красны. 4. Баловством хлеба не добудешь.5. Горька работа, да сладок хлеб. 6.На полатях лежать, так и хлеба не едать.
Правописание -тся и -ться в глаголах
Прочитайте пословицы. Объясните правописание -тся и -ться в глаголах. Разъясните смысл второй пословицы.
1.Кто смерти не боится, того и пуля сторонится. 2. Хорошо смеяться на сухом берегу. 3. Пословица недаром молвится. 4.Что летом родится, то зимою пригодится. 5. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. 6. Не потрудиться – так и хлеба не родится.
Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов
Прочитайте пословицы. Разъясните смысл пословиц. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
1.Доброе слово само себя хвал..т. 2.Правда глаза кол..т. 3.Труд человека корм..т, а лень порт..т. 4. Своя ноша не тян..т. 4.Сытый голодного не разуме..т. 5.Вид..т око далеко, а ум ещё дальше. 6.Мягко стел..т, да жёстко спать. 7. Перо пиш..т, а ум вод..т. 8.Друг спор..т, а враг поддакива..т. 9.Трус погиба..т, а храбрый побеждает.
Однородные члены предложения
1.Прочитайте пословицы. Разъясните их смысл. Почему труд так важен для человека? Объясните постановку знаков препинания в данных предложениях.
1.Терпение и труд всё перетрут. 2.Труд и накормит, и научит. 3.Не словами славен человек, а делами.
Текст
Понятие о тексте. Основные признаки текста
1.Прочитайте пословицы. Какая тема их объединяет? Как вы понимаете смысл второй пословицы? Можно ли назвать их сочетание текстом? Почему?
1.Мир осв..щает(?)ся со(?)нцем, а человек знанием. 2.Если знания не приб..вляют(?)ся ежедневно, они уб..вляют(?)ся. 3. Учит(?)ся никогда не поз(?)но. 4.Учись смолоду, приг..дит(?)ся в старости.
2.Спишите. Вставьте пропущенные буквы.

Орфография
Проверяемые безударные гласные в корне слова
I.1.Прочитайте. Разъясните значение пословиц. Найдите слова с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова».
1.Весна красна цветами, а осень – снопами. 2.Чья земля, того и хлеб. 3.При солнышке тепло, при матери добро.4.Не украшай платье, украшай ум. 5.Дело мастера боится. 6.Пиши, да не спеши.

2.Спишите. Подчеркните указанную орфограмму.


II.1Спишите пословицы. Вставьте пропущенные безударные гласные. Подберите проверочные слова.
1.С м...стерством люди не р...дятся, но добытым м...стерством г...рдятся.
2.В труде поб...дить — мир укр...пить. 3. Посп...шишь — людей насм...шишь. 4.Зол...то и в гр...зи бл...стит. 5.Книга поможет в труде, выручит и в б...де. 6.Каждый цв...ток распускается в св...ё время. 7.Л...нивому всегда некогда.
2. Как вы понимаете смысл третьей пословицы?
III.1.Предупредительный диктант.
1.К большому терпению придёт и умение. 2.Сонливый да ленивый – два родных братца. 3.Не спеши языком, торопись делом. 4.Не смотри на лицо, а смотри на дело.

2. О каких чертах характера людей говорится в данных пословицах?

Непроверяемые безударные гласные в корне слова


1. Прочитайте. Разъясните смысл пословиц.
1. М...роз да метели под ф...враль налетели.2. Ябл...ко от ябл...ни недалеко падает.3.Ч...ловек без Род...ны — что с...ловей без песни.4. Знающий д...рогу не устаёт.5. Не спеши ...зыком, т...ропись делом.6. Не учи орла летать, а с...ловья петь.7. Сам погибай, а т...варища выручай.
2.Спишите пословицы. Вставьте пропущенные непроверяемые безударные гласные.
Правописание корней с чередующимися гласными е-и
1.Диктант «Проверяю себя».
1. Ранняя птичка носик прочищает, а поздняя – глаза продирает. 2. Собирай по ягодке – наберешь кузовок. 3. Лучше умереть, чем неправду терпеть. 4. На слепого очков не приберешь.5. Кто широко живет, тот не запирает ворот. 6. Скупой запирает крепко, а потчует редко.
2.Раскройте смысл данных пословиц.
Правописание О, Ё после шипящих в корне слова
1.Прочитайте. Что представляют собой данные выражения? Объясните их смысл.
1.Гладка ш..рстка, да ноготок остер. 2.Ш..л бы воевать, да лень сабли вынимать. 3.На хороший цветок и пч..лка летит. 4.Хорош садовник, хорош и крыж..вник. 5. Ч..рное сердце не знает благодарности.
2.Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание О, Ё в корне слова.
Правописание согласных в корне слова
1.Прочитайте. Найдите слова с орфограммой «Проверяемые согласные в корне слова».
1.У кого на сердце ненастно, у того и в ясный день дождь. 2. Редко, да метко. 3. Хозяин весел – и гости радостны. 4. На словах мёд, а в сердце лед. 5. Не всякий гриб в лукошко кладут. 6. Мир освещается солнцем, а человек – знанием.7. Плут не верит, что есть честные люди. 8. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. 9. Остатки сладки.
2. Какие ценности утверждают пословицы и поговорки? Какие пороки высмеивают?
Буквы з и с на конце приставок
Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Какая из пословиц вам больше всего понравилась и почему? Выпишите слова с приставкой, объясните её написание.
1. Разговором сыт не будешь. 2. Не вырастишь овощей, не сваришь щей. 3. Не разгрызёшь ореха – не съешь ядра. 4. Рассуждениями каши не сваришь. 5. Сберечь знамя – сохранить честь. 6.Испугавшаяся собака и на звёзды лает. 7. Расстояние дружбе не помеха.
Правописание Ь после шипящих
1.Спишите пословицы и поговорки. Поставьте, где необходимо, ь и объясните его написание. Как вы понимаете смысл этих пословиц и поговорок?
1.Скупой богач(?) беднее нищего. 2. Умный товарищ(?) – половина дороги.
3.Лучше горькая правда, чем красивая лож(?). 4.Лицом хорош(?), да душою не пригож(?). 5.Снег глубок – хлеб хорош(?).6.У людей в глазу сучок видиш(?), а у себя и бревна не замечаеш(?).7.Десять раз примерь, один раз отреж(?).8.Еш(?) пирог с грибами, а язык держи за зубами.
2.В какой жизненной ситуации вы можете употребить седьмую пословицу?
Лексика
Лексическое значение слова. Толковые словари

I.1.Прочитайте несколько пословиц из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля. Как вы понимаете смысл каждой из них?

1. Ласковое слово – что вешний день. 2. От одного слова – да на век ссора. 3. Сказанное слово – серебряное, несказанное – золотое. 4. Слово пуще стрелы разит. 5. Бритва скребет, а слово режет.

2.Приведите примеры пословиц о слове.

II.1. Прочтите пословицы. Какой темой они объединены?
1. Блюди хлеб для обеда, а слово для ответа. 2. Меньше говори, да больше делай. 3. Не спеши языком, а спеши делом. 4. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. 5. Хорошим словом мир освещается. 6. Кто говорит - сеет, кто слушает - собирает. 7. От хорошего слова и память добреет.
2.Как построены данные пословицы? Какие средства художественной выразительности чаще всего используются в них? С какой целью мы используем пословицы в речи? Чему учат данные пословицы? Всегда ли мы согласны с народной мудростью? Можно ли оспаривать ее?

Слова однозначные и многозначные
Прочитайте пословицы. Определите значение слова голова в них. В чём состоит их нравоучительный смысл?
1. Голова – всему начало. 2. Голова не для того дана, чтобы шапку носить, а чтобы ум-разум копить. 3. Одна голова хорошо, а две – лучше. 4. Голова без ума что фонарь без свечи. 5. Дурная голова ногам покоя не даёт. 6. Голова научит, руки сделают.
Переносное значение слова
Прочитайте пословицы. Разъясните их значение. Какие слова употреблены в переносном значении?
1. Язык мягок: что хочет, то и лопочет. 2. Язык до Киева доведёт. 3. Без языка и колокол нем. 4. Знать сороку по язычку.
Синонимы
Прочитайте пословицы. Найдите в них синонимы, объясните их значение, установите оттенки значения. С какой целью синонимы употреблены в пословицах?
1.Жди горя от моря, а беды от воды. 2.Знать не знаю, ведать не ведаю. 3. Лодырь и бездельник – им праздник и в понедельник.
Антонимы
I.В пословицах найдите антонимы и определите, какие качества человека они называют.
1.Мужественный пеняет на себя, малодушный – на товарища. 2. Язык длинный, мысли короткие. 3. Чего не сделаешь утром, вечером не нагонишь. 4. Меньше говори, да больше делай. 5. На чёрной земле белый хлеб родится. 6. Трусливый друг опаснее врага. 7. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

II. Допишите русские пословицы, правильно расставляя знаки препинания. В чем особенность этих пословиц? Найдите глаголы, выделите морфемы, объясните их написание. Выберите одну из пословиц и расскажите, как вы понимаете ее смысл.

1.Сытый голодного – … . 2. Живое слово дороже … . 3. Не мудрено начать – … .
Слова для справки: мудрено кончить, не разумеет, мертвой буквы.

Устаревшие слова. Неологизмы
I.Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Найдите устаревшие слова, определите по словарю их значение. Какова роль устаревших слов в передаче народной мудрости?
1. Без веретена пряжи не спрядёшь. 2. Для друга и семь вёрст не околица. 3. Один с сошкой, а семеро с ложкой. 4. За семь вёрст кисель хлебать.
II. Определите, как соотносятся величины веса золотник, пуд, фунт. Узнайте, какое расстояние обозначалось словами пядь (пядень), аршин, сажень, вершок. Объясните иносказательный смысл пословиц.
1. Фунт пуду уступает. 2. Болезнь ходит пудами, а уходит золотниками. 3. Жили сажень, доживать пядень. 4. От горшка два вершка. 5. Для друга семь верст не околица. 6. Семи пядей во лбу.
III.Определите по словарю значение выделенных слов. В каких ситуациях можно употребить приведенные пословицы?
1.На одном вече да не одни речи. 2.Иное от книг, иное от ендовы. 3.Поделом татю кнут.
6 класс
Текст
Средства связи предложений в тексте
I.Задание к тексту упражнения 41. Разъяснить значение приведённых пословиц.
Кричит, будто чёрт с него лыко дерёт. Хоть лыком шит, да мылом мыт. Хоть лыком шит, да сосед. Хуже лапотного лыка. С избы лык не надерёшь.

II. Определите тему пословиц и поговорок, озаглавьте их. Запишите другие пословицы на эту же тему. Какую из пословиц вы считаете самой жизненной? Почему? Составьте по ней небольшой текст.

1. Не уме..шь дружить – не смож..шь счастлив..м быть. 2. Без беды друга не узна..шь. 3. Не ищи друга без недостатков, совсем без друга остан..шься. 4.Недруг поддак..вает, а друг спор..т. 5. Когда друг прос..т, не существует завтра. 6. Друга за деньги не куп..шь. 7. Дружба, построенная на выгод.., не бывает прочной.
Стили речи
Определите, какие черты русского национального характера отражены в следующих пословицах и поговорках. Используйте эти пословицы при построении рассуждения на тему « О чём может рассказать пословица?», определите стиль созданного вами текста.
1.Будь как у себя дома. Красному гостю – красное место. Русский человек  хлеб - соль водит. 2.Терпение и труд всё перетрут. Капля камень долбит. 3.Умную речь хорошо и слушать. Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит. Не копьём побивают , а умом. 4. Не устоять худу против добра. Лихо помнится, а добро век не забудется. Доброму добрая память. За добро добром платят.
Состав слова. Словообразование
Правописание приставок
1.Прочитайте пословицы и поговорки. Как вы понимаете смысл выделенной пословицы.
1.Грамоте учиться – всегда пр..годится. 2.П..ехал – не здоровался, п..ехал – не простился.3.Сорока на хвосте весть пр..несла.4.Краса пр..глядится, а ум вперед пр..годится. 5.Лучше свое пр..беречь, чем чужое пр..жить.6.На чужой обед надейся, а свой пр..пасай. 7.Лучше ссоры избегать, чем ее пр..кращать. 8.Молодцу – почет, лентяю – пр..зрение. 9.Русский солдат не знает пр..град. 10.На человеческую глупость есть Божья пр..мудрость.
2.Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните свой выбор.
Морфология
Части речи в русском языке
Подберите к белорусским пословицам близкие по смыслу русские, определите, какими частями речи являются употреблённые в них слова.
1.Няма лепшай рэчы, як на сваёй печы. 2. Бачыть карова, што на павецi салома. 3.Пераначуем - болей пачуем. 4.Знай каток свой куток. 5.На вуснах –мёд, а на сэрцы –лёд.

Имя существительное
Имена существительные собственные и нарицательные
1.Прочитайте пословицы и поговорки. Разъясните их смысл. В каких жизненных ситуациях они могут быть использованы? Выделите имена существительные собственные.
1.Язык до Киева доведёт. 2.У ленивой Дарьи целый день аварии. 3.Всяк Еремей про себя разумей. 4. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день. 5. на всякого Егорку есть поговорка.6. Наш Демид не туда глядит.
2.Дополните перечень пословиц с именами собственными на русском и белорусском языках.
Падеж имён существительных

1.Прочитайте. Что представляют собой эти предложения. Какая пословица особенно понравилась? Объясните её смысл.
1.Дело шуток не любит. 2.От слова до дела целая верста. 3.Не по сути дело,  а по делу суть. 4.Ты за дело, а дело за тебя. 5.Велик телом, да мал делом. 6. И    умён, и пригож, и в деле гож.
2.Определите падеж слова «дело». Какой это член предложения? Почему выбрано шесть пословиц о самом главном в жизни человека – деле?

Склонение имён существительных. Правописание падежных окончаний

1.Спишите пословицы. Вставьте пропущенные окончания. Определите падеж и склонение имён существительных.
1.Труд ведёт к чест.. и слав... 2.Без волнения и заботы не жди радост.. от работы. 3.Азбука — к мудрост... спупенька. 4.Жить — Родин.. служить. 5.Любовь к Родин.. сильнее смерт... 6.Лучше умереть геро...м, чем жить рабом.
7.Мир осв...щается солнц...м, а человек знанием. 8.Делу время, потех... час.
9.Капля по капл... и камень долбит.
2.Как вы понимаете смысл пятой пословицы? Какие пословицы о Родине вы знаете?

Слитное и раздельное написание не с именами существительными
Прочитайте пословицы. Разъясните их смысл. Запишите пословицы, раскрывая скобки.
1.Друг узнается в (не) счастье. 2.У (не) ряхи и (не)пряхи нет и путной рубахи. 3.Не все (не) настье, проглянет и красно солнышко. 4.(Не) друг поддакивает, а друг спорит. 5.(Не) правдою свет пройдешь, да назад не воротишься. 6.(Не) работа сушит, а забота. 7.Красна изба (не) углами, а пирогами.
Морфологический разбор имени существительного
1.Разъясните значение пословиц и поговорок. Подберите близкие по смыслу в белорусском языке.
1.Слышал звон, да не знает где он. 2.Федот, да не тот. 3.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 4.У страха глаза велики. 5.В тихом омуте черти водятся. 6.Видна птица по полёту.
2.Сделайте морфологический разбор трёх имён существительных (по выбору), разъясните встретившиеся орфограммы.
Имя прилагательное
Разряды прилагательных
1.Прочитайте. Разъясните смысл данных пословиц. Чему учат и что высмеивают данные пословицы? Устно определите разряд прилагательных по значению.
1.Буквы кривые, да смысл прямой. 2.Все у богатого есть, кроме птичьего молока. 3.Новая метла чисто метет. 4.Приглянулся кобыле ременный кнут. 5.Ближний сосед лучше дальней родни. 6.В умной беседе быть – ума прикупить, а в глупой – и свой растерять. 7.Умную речь хорошо и слушать. 8.Не спрашивай старого, спрашивай бывалого. 9.Хороша веревка длинная, а речь короткая.10.Повадки волчьи, а душа заячья.
Краткие имена прилагательные
1.Прочитайте пословицы. Назовите в них краткие и полные формы имён прилагательных и укажите, какими членами предложения они являются.

1. Красна речь поговоркою. 2.Человек не за красивое хорош, а за хорошее красив. 3.Истинно могуч тот, кто сам себя побеждает. 4.Невысок лесок, да от ветра защита. 5.Не будь упрям, а будь прям. 6.Умный человек и без денег богат.
7.Сам стар, а душа молода. 8.Мал соловей, а голос велик. 9.Родная земля и в горсти мила.
2.Как вы понимаете смысл второй и пятой пословиц? О каких качествах человека в них говорится? Опишите поступки этих людей, используя необходимые краткие и полные формы прилагательных.

Образование сравнительной степени имён прилагательных

1.Прочитайте. Запишите данные пословицы, употребляя прилагательные в простой форме сравнительной степени, подчёркивая их как члены предложения.
1. Доброе братство (хороший) богатства. 2.Сметка (дорогой) богатства.
3.Уговор (дорогой)денег.4.Правда (светлый) солнца.
2.Какие человеческие качества утверждаются в данных пословицах? Как народ относился к людям, обладающим этими качествами?
Правописание имён прилагательных
НЕ с именами прилагательными
1.Прочитайте пословицы. Спишите, раскрывая скобки, расставляя пропущенные знаки препинания.
1.(Не) доброе слово больней огня жжет. 2.(Не) разумного учить – в бездонную кадку воду лить. 3.Мороз (не)велик да стоять не велит. 4. (Не)красна книга письмом а красна умом.
Морфологический разбор имени прилагательного
Прочитайте пословицы. Определите речевую ситуацию их употребления. Выделите имена прилагательные, сделайте их морфологический разбор.

1)У ленивой пряхи и для себя нет рубахи. 2) Корень учения горек, да плод его сладок. 3) Добрый человек добру и учит.

Комментариев нет:

Отправить комментарий