Матылевич И.И.

Пояснительная записка
В диалоге культурного взаимодействия важное место принадлежит культуре речевого общения, поэтому в контексте лингвокультурологического подхода обучение русскому речевому этикету рассматривается как средство гуманизации коммуникативных навыков учащихся, которые должны научиться не только доброму отношению к людям, но и способам выражения этого отношения. Неотъемлемым компонентом культуры личности, залогом её доброжелательного общения и коммуникативного успеха является речевой этикет. Речевой этикет рассматривается как универсальный язык культуры общения, который помогает людям правильно выражать отношение друг к другу, демонстрируя при этом уважение к традициям и обычаям разных культур.

Предлагаемые задания используются на различных этапах уроков и факультативных занятий, что помогает приобретению практических навыков усвоения культурных традиций и нравственных основ через свободное владение этикетными формулами, в которых зафиксированы устоявшиеся, проверенные временем эталоны нравственного поведения, соблюдение которых является необходимым фактором межкультурной коммуникации. Подобранный материал ориентирован на усвоение культурной традиции употребления её в конкретной ситуации. Моделируя различные речевые этикетные ситуации, учащиеся приобретают умения культурного общения, которые закрепятся в речевой практике. Ряд заданий ориентирует учащихся на изучение этимологии некоторых слов и выражений, анализ их лингвокультурологического содержания. Среди предложенных заданий есть и такие, которые можно использовать и в процессе взаимодействия в формате «семья – школа» (на родительских собраниях, во внеурочной деятельности). Параллельное использование русских и белорусских речевых формул этикета важно в целях выявления его самобытности.

Фрагменты:
Тема: Стили речи.
Этап: подготовка к восприятию темы
Задачи этапа: организация учащихся для знакомства с особенностями стилей речи, задачами и сферой использования текстов различных стилей; работа над переводными с белорусского языка на русский текстами в контексте речевых этикетных ситуаций с использованием ролевой игры «Телеведущий».
Задание: представьте себе, что вы ведущий телевизионной программы. Используя средства выразительности устной речи (тон, тембр, темп, мимику и жесты) прочитайте отрывок из текста.
«Здравствуйте, дорогие телезрители! В эфире – передача «Моё Отечество». Сегодня мы поговорим об обыкновенной земле.
Я люблю родные просторы, люблю их необозримые розоватые дали, полные жизни, бесконечного разнообразия красок земли и неба, где так много раздолья для твоих глаз, где молчаливые дали, окутанные тоненькой синеватой дымкой, думают какую-то свою извечную думу и так сильно влекут, манят заглянуть за светлую завесу их мудрости, познать их тайны». Я. Колас
- Выделить главную мысль текста.
- О каком человеческом качестве идёт речь?
- Как оно связано с речевым этикетом?
- Комментарии к выступлению диктора, замечания телеведущему.

Тема: Диалог. Монолог.
Этап: физкультминутка
Задача: организовать минутку отдыха учащихся с использованием элементов психологического тренинга.
Слово учителя: по ходу зарядки обратите внимание, какие вежливые этикетные формулы были использованы учителем.
- Встаньте, пожалуйста, те, кто сегодня с удовольствием пришёл в школу. Спасибо!
- Будьте добры, встаньте, кто утром ел кашу. Спасибо!
- А теперь те, кто любит ходить в гости. Благодарю!
- Встаньте, пожалуйста, те, кто любит принимать гостей. Спасибо! ...
 - К кому захотелось пойти в гости? Какие слова вы скажете хозяину? А какими словами будет приветствовать Вас хозяин?
 - «Што душа мае, тым i прымае» - так говорится в белорусской пословице. Как вы понимаете её смысл? В какой ситуации вы услышите такую пословицу? А как она звучит на русском языке?

Тема факультативного занятия: Правила речевого этикета.
Этап: рефлексия деятельности, систематизация материала.
Задачи: в игровой форме систематизировать знания по правилам речевого этикета; анализ и выбор речевых формул в зависимости от речевой ситуации.
Слово учителя: составить режим дня учащегося, используя формулы обращения к родным в разное время и на разных этапах. Используем циферблат или клише «Режим дня».
7.00  Доброе утро!
7.20  Пожалуйста, идём завтракать! Спасибо, очень вкусно!
7.40  До встречи! Удачи! Доброго дня!
14.00  Привет! Рада видеть! Молодец!
14.30  Спасибо! Очень вкусно!
15.00  Пока! Не волнуйся, буду вовремя!
16.30  Скажи, пожалуйста, домашнее задание по языку. Спасибо!
18.30  Добрый вечер! У меня хорошие новости.
22.00  Спокойной ночи! Взаимно! Добрых снов!
- Напойте, пожалуйста, «Колыханку», которая звучит на белорусском телевидении каждый вечер. Только ли у белорусов поют колыханки?

Тема факультативного занятия: Речевой этикет – гарант доброжелательного общения и коммуникативного успеха. Отражение в речевом этикете богатейших языковых и культурных традиций народа.
Этап: ознакомление учащихся с культурной традицией доброжелательного общения.
Задачи: знакомить учащихся с традицией доброжелательного общения; воспитывать понимание необходимости проявлять вежливое и внимательное отношение к партнёру по общению; обратить внимание на функцию проводников культуры, которую выполняют средства речевого этикета.
Задание: 1) прочитать отрывок из текста А. Акишиной. Согласны ли вы с автором? Почему? 2) выпишите формулы речевого этикета приветствия. 3) какие из слов-приветствий можно использовать в любой ситуации общения? 4) о какой культурной традиции народа можно говорить исходя из информации, переданной в отрывке? 5) составить диалог на русском языке, используя слова приветствия, переведите их на белорусский язык.
Для чего люди изобрели приветствие? Зачем они приветствуют друг друга? Ведь этими словами они практически ничего не говорят.. наши «здравствуйте», «доброе утро», «добрый вечер» никакой информации не несут. Но они существуют. Почему? Ну, кивнул, ну, сказал «салют», «привет», «чао» и пошёл дальше. И что? (А. Акишина)

Тема: Типы речи. Рассуждение.
Этап: закрепление материала.
Задача: с помощью «записки-выручалочки» определить тип текста, найти слова-подсказки, составить свой текст с использованием опорных слов.
Меня всегда удивляло, какие у нас разнообразные и неповторимые леса, богатые пущи, всегда взволнованные берёзовые рощи, калиновые и черёмуховые заросли.
Скажите, пожалуйста, где ещё есть такие трепетные осинки?
Пожалуйста, приглядитесь к дубраве - и вы увидите…
Для белорусских ребят лес – первая школа, энциклопедия. (Пимен Панченко)
Задание: - От чьего имени ведётся повествование?
- Какие слова использует автор для обращения? Как бы они звучали на белорусском языке?
- Продолжите устно мысль, высказанную в предпоследнем предложении текста.
- Какие из этикетных формул вы сможете использовать в тексте-рассуждении и почему?
Для справок («Записка-выручалочка»): будьте добры, сосредоточьте ваше внимание, друзья, спасибо за хлеб-соль.

Тема: Фонетика. Звуки речи.
Этап: объяснение нового материала.
Задачи: на материале формул речевого этикета объяснить языковые явления озвончения и оглушения; совершенствовать навыки фонетической транскрипции.
Задание: какое из выражений не используется в современном русском языке? А как мы сегодня говорим?
Лё[х]кого пару; [з] двумя полями [жж]атыми, с тремя засеянными; бу [т,]е здоровы.

Примеры упражнений с использованием формул речевого этикета.
1.                Решение ситуативных задач на разных этапах урока.
Задачи: совершенствование коммуникативных навыков, обогащение словарного запаса в области речевого этикета и введение в свободное обращение выражений, ранее не используемых.
1) В коридоре учащийся, подбегая к учителю, спросил: «А сколько по времени?»
 - Какие ошибки допустил ученик?
 - Как правильно выразить ту же мысль?
2) Дома мама сделала дочке замечание по поводу некорректного замечания в адрес одноклассника. Используя формулу речевого этикета, девочка ответила: «Пожалуйста, следующий раз буду молчать».
 - Правильно ли употребила ученица слово прощения?
3) Коля хочет пойти погулять, но мама не отпускает.
 - Какие слова могут быть более убедительны, чтобы мама его отпустила?
 - Как их произнести? С какой интонацией?
4) По дороге из леса Ваня упал и разбил колено.
 - Какие слова помогут Ване перетерпеть боль?
 - Составьте диалог с Ваней.
5) По дороге домой ваш друг предложил поздравить с днём рождения одноклассника. Однако подарка у вас нет.
 - Как поступить? Какие слова подобрать, чтобы и одноклассник не обиделся, и вы остались довольны поздравлением?
6) Вы оказались в новом для вас месте. От вас ждут самопредставления, рассказа о себе. (Возможные ситуации: вы переехали в новый микрорайон и пришли в новую школу; последним вселяетесь в комнату для отдыха в лагере; пришли на конкурс фотомоделей и др.)
 - Что о себе вы расскажете?
 - Какие формулы приветствия выберете и включите в свой рассказ?
 7) Вы опоздали на урок белорусского языка, учитель обращается к вам на белорусском языке. Найдите нужные слова и выражения, чтобы объяснить причину опоздания. Следите за тоном, позой, будьте доброжелательны.
8) Ко дню рождения дедушка подарил внуку собачку.
 - Какие формы благодарности может использовать внук, чтобы отблагодарить дедушку за «подаренную мечту»?
 - Напишите от имени внука письмо дедушке, используя уместные формулы речевого этикета. Составьте примерный текст диалога-разговора по телефону. Запишите текст телеграммы. Составьте SMS-сообщение. Организуйте переписку в Интернете.
 - А как вы сами поблагодарите дедушку?

2.                Упражнения по введению в активный словарный запас новых этикетных формул.
1)               Разделите формулы этикета на слова-приветствия и слова-прощания. Какие из слов носят оттенок фамильярности? Дополните ряд слов нейтральной лексики словами русского и белорусского языков.
Задачи: усвоение языковых единиц, реализующих функцию вежливости, разъяснение этимологии слов и выражений, анализ их лингвокультурологического содержания.
Многие лета; с миром; прошу любить и жаловать; добро пожаловать; сколько зим, сколько лет; в добрый час; счастливо оставаться; здорово; доброго здоровья; доброго дня; рада видеть; салют; попутного ветра; бог в помощь; милости просим; привет предкам; здравствуйте; привет; чао; бай-бай. 
2)               Установите соотношение левого и правого столбцов, исходя из ситуации использования формул этикета. Укажите фразеологизмы-синонимы.
Задача: наблюдение за речевым процессом с целью анализа роли средств речевого этикета (фразеологических выражений) с точки зрения уместности, целесообразности и правильности использования в речи.
Ситуация употребления выражения
Речевая формула (фразеологизм-пожелание)
1) Человек уезжает далеко и надолго
А) Милости просим! Рады вас видеть!
2) Гость благодарит хозяев за угощение
Б) Сколько лет, сколько зим! Слыхом не слыхивать! Видом не видывать!
3) Встреча после долгой разлуки
В) С лёгким паром! Лёгкого пару!
4)Приветствие в адрес работающих
Г) Не поминайте лихом! С Богом!
5)Пожелание тем, кто отправляется на трудное дело
Д) Ни пуха, ни пера! В добрый час! Попутного ветра!
6)Пожелание удачи при начинании какого-либо дела
Е) Глубоко признателен! Спасибо за хлеб-соль!
7)Вежливое приглашение прийти в гости
Ж) Бог в помощь! Помоги Бог! В добрый час!
8)Слова в адрес тех, кто попарился или идёт в баню
З)Милости просим к нашему шалашу! Заходите, гостем будете!
3.                Творческое задание. В подражание героям сказочной повести «Винни Пух и все-все-все» Алана Александра Милна создайте самостоятельно пыхтелку, кричалку.

Задача: развитие умений работы с художественным текстом, моделируя различные ситуации по аналогии или по заданной модели.
Я медвежонок, пум-пу-рум,
Люблю ходить по свету – трум!
А если встречу друга я,
Скажу ему: «Привет! Пока!»
4.                «Живая перемена» во время проведения недели русского языка и литературы. Радиопередача.

Задача: организация деятельности учащихся для приобретения навыков культурного публичного общения, закрепление речеведческой нормы в естественной речевой практике.
1)                Отдел международной информации «Адью» (употребление вежливых слов на английском, белорусском, польском, немецком языках);
2)               Работа почтовой службы «Ліст да…» (написать письмо учителю белорусского языка с приглашением на творческий вечер; письмо, в котором вы приносите извинения спонсору школьной газеты за технические ошибки, допущенные при вёрстке очередного номера; письмо родным с извинениями за невозможность принять приглашение на отдых).
3)               Художественное чтение произведений и фрагментов произведений на русском и белорусском языках, в которых звучит образцовая, грамотная речь с использованием формул речевого этикета.
4)               Интервью «Правила ведения телефонного разговора» с обучающимися  (Интервью можно провести и при встрече с родителями на родительском собрании или на совместном классном мероприятии).
1)               Целесообразно ли снимать трубку при любом телефонном звонке?
2)               Ваши действия при плохой слышимости?
3)               Какое первое слово можно произнести?
4)               Действие при ошибочном наборе.
5)               Если к телефону просят не Вас, а кого-то из домашних, ваши действия?
6)               Если по телефону высказывают недовольство?
7)               Вас перебивают стоящие радом, а ваш собеседник всё слышит.
8)               Вам звонят во время разговора в дверь. Что сказать собеседнику?
9)               Как закончить разговор быстро и не потерять друга?
5.                Лексическая работа.

Задачи: совершенствовать орфографические навыки, пополнение лексического запаса, развитие навыков употребления правильных форм слова.
1)               Задания по группам
1 гр.
Проспрягать глагол «понять» в прошедшем времени
2 гр.
Проспрягать глагол «начать» в прошедшем времени
3 гр.
Проспрягать глагол «принять» в прошедшем времени
4 гр.
Проспрягать глагол «хотеть» в прошедшем времени
2)               Согласовать глаголы с местоимениями в прошедшем времени, поставить ударение в глаголах.
(Я, ты, он) звонить, начать, принять; (мы, вы, они) понять, начать, принять; (она, оно) понять, начать, принять.
6.                Фонетический тренинг.

Задачи: организовать фонетическую зарядку с использованием скороговорок для проведения ролевой игры в качестве физминуток.
 - Прочитайте скороговорки, чётко и ясно проговаривая все звуки. Выберите любую скороговорку и произнесите её, попеременно выражая восторг, удивления, радость, ужас, недоумение, злорадство.
На горе Арарат растёт крупный виноград.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Маланья- болтунья молоко болтала, да не выболтала.

Исследовательская работа «Образ Жар-птицы в сказке П.П. Ершова «Конёк-горбунок» и в русских народных сказках в обработке  А.Н.  Афанасьева».
(тезисы)
Цель – выяснить, действительно ли в отдельных народных и авторских сказках образ  Жар-птицы – символ удачи, мечты и как связан он с объяснением природных явлений.
Объект исследования – авторская сказка П.П.  Ершова «Конёк-горбунок» и народные сказки «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке», «Жар-птица и Василиса-царевна» в обработке А.Н. Афанасьева. 
Предмет – образ сказочной Жар-птицы.
Исходя из поставленной цели, предмета и объекта исследования, решаем следующие задачи:
- определить лексические, морфологические, словообразовательные и синтаксические особенности  слов «жар» , «жаркий» в сочетаниях «Жар-птица», «Птица-жар»;
- изучить смысловую наполненность образа Жар-птицы и определить роль в авторской и народных сказках;
- попытаться найти соответствие сказочному образу Жар-птицы в реальном, природном мире.
Выдвигаем гипотезу: Жар-птица в указанных произведениях не столько общепринятый символ мечты о счастье, чудесная Жар-птица, яркий, солнечный образ, сколько необъяснимое грозное природное явление, а также одно из испытаний, необходимое для достижения героем цели.
В ходе исследования основными методами стали семантический анализ, сравнительно-сопоставительный анализ, а также работа со словарями, с текстами авторской и народных сказок.
В работе мы опирались на тезисы работы исследователя Владимира  Яковлевича Проппа «Исторические корни волшебной сказки», словари, материалы из интернета, тексты сказок.
Результаты исследования могут быть использованы и используются на уроках русского языка, во внеурочной работе, на факультативных занятиях: тезисы были напечатаны в школьной газете «Планета № 7», составлен сценарий кукольной постановки для учащихся начальной школы, созданы схемы для вышивки, закладки для книг с изображением сказочного персонажа. Игра «Жар-птица» используется на  уроках в качестве физкультминутки. Нами был создан «Словарь редких и вышедших из употребления слов» по сказке «Конёк-горбунок».
Проведённая работа позволяет утверждать, что Жар-птица – популярный образ, который нашёл отражение в авторских и  народных произведениях. Ряд различий и ряд сходств в трактовке образа Жар-птицы понятен: П.П.  Ершов основывал повествование на народных сказаниях и использовал художественный вымысел. Обращаясь к различным источникам при работе, мы сделали вывод: образ Жар-птицы прослеживается в произведениях литературы 19 – 20 веков, что может послужить материалом для дальнейшей работы.
Сравнительно-сопоставительная работа над авторской сказкой П.П. Ершова «Конёк-горбунок» и сказками в обработке А.Н.  Афанасьева позволяет сделать выводы:
- изучаемый нами  мифологический образ Жар-птицы привлекал внимание людей с давних времён, поэтому нашёл отражение в устном народном творчестве и в авторских сказках;
- слово «жар» в цельном сочетании «Жар-птица» теряет своё начальное значение цвета и постепенно переходит в разряд устаревшей лексики, что подтверждается ограниченным количеством словарных статей о слове;
- образ Жар-птицы в указанных произведениях не только символизирует мечту, удачу, а  также связан с природными явлениями, окружающими людей и приносящими беды (предположительно, молнии). Доказательство того, что это символ счастья, не совсем верно ( сказки заканчиваются счастливо без участия Жар-птицы, а в сказке «Конёк-горбунок» читатель расстаётся с персонажем ещё во 2-й главе),и  Жар-птица – одно из трёх составляющих счастья, препятствие к счастливой жизни , что подтверждает выдвинутую гипотезу;

- образ Жар-птицы – востребованный образ не только в художественных произведениях,  но и в бытовой и социальной сферах, а в современном нам мире является символом мечты, веры, счастья, удачи и красоты.


Комментариев нет:

Отправить комментарий